В праздник Казанской иконы Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе прошли праздничные богослужения.
Накануне вечером было отслужено Всенощное бдение с литией. Возглавил службу настоятель собора протоиерей Николай Брындин в сослужении клира.
В сам день праздника в Спасо-Преображенском соборе была совершена одна Божественная Литургия.
После пения запричастного стиха иерей Антоний Заровский сказал слово проповеди об установлении праздника в честь Казанской иконы Божией Матери.
После праздничного славления настоятель собора протоиерей Николай Брындин поздравил всех прихожан с праздником и сказал слово проповеди о Пресвятой Богородице.

История праздника


4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

В связи с избавлением Москвы и всей России от польских захватчиков в 1612 году царь Михаил Феодорович установил ежегодное празднование Казанской иконе Божией Матери. Казанская икона Богоматери была в ополчении, созванном Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы.
Именно перед этой иконой все русское войско изливало свои молитвы о заступлении Отечества, и Пресвятая Владычица простерла над Россией Свой милостивый Покров.

Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление.

Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.

В первый же воскресный день после освобождения Москвы русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В честь Казанской иконы Божьей матери на Красной площади был выстроен собор.
В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича был учрежден государственный праздник. Согласно его указа церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана в сентябре 2004 года.Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия. Высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше

событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции была выбрана дата 4 ноября.
Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем. Объединение - это Бог, где разлад, разъединение, разделение и рознь - это Дьявол. Потому День Единства - это очень Церковный по сути , богоугодный праздник И мы уже семнадцать лет мы с удовольствием отмечаем этот день.