В неделю 4-ю Великого поста в Спасо-Преображенском соборе было совершено две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершал иерей Антоний Заровский, ему сослужил диакон Димитрий Головачёв.

Позднюю Литургию возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин, ему сослужили клирики собора в полном составе.

После запричастного стиха протоиерей Владимир Жильцов сказал слово проповеди о преподобном Иоанне Лествичнике. После Литургии настоятель поздравил всех прихожан с Воскресеным днём и сказал слово проповеди.


Святой Иоанн Лествичник сам достиг святости и сумел рассказать другим людям о пути, ведущем к соединению с Богом. Этот путь он называл лествицей, или лестницей. Также он назвал и книгу, в которой описан этот путь - «Лествица», за что и получил прозвание – Иоанн Лествичник. Кто решится восходить по ступенькам этой лестницы, может достигнуть человеческого совершенства и святости.

Святой Иоанн написал эту книгу в 75 лет, будучи уже игуменом монастыря на Синае. Сюда 16-летним отроком пришел он, чтобы стать монахом; здесь прожил до глубокой старости, став великим старцем и духовником всех близлежащих монастырей. Когда его попросили написать свод духовных правил для иноков соседнего монастыря, преподобный Иоанн сначала смутился, так как был человеком скромным, но затем, за послушание, приступил к написанию своего знаменитого творения.

Сорок лет провел прп. Иоанн в посте и молитве, но при этом всегда уклонялся от каких-то особых подвигов. Например, он вкушал все, что дозволялось по уставу, но – умеренно. Он не проводил ночей без сна, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума, однако спал ровно столько, сколько необходимо для поддержания сил. Одним словом, он ничего не делал без меры, при этом никогда не отступая от принятых для себя правил.

Такой пример для нас очень важен. Далеко не каждый может повторить подвиг Антония Великого или Марии Египетской: такой путь к святости – удел немногих. И каждый из нас на своем пути к Богу не обязательно должен совершать особые подвиги чрезмерного поста или молитвы. Главное, делать все по своим силам, но, делать постоянно, несмотря ни на какие препятствия и соблазны.

Преподобный Иоанн Синайский прошел этот путь и рассказал нам, как можно достигнуть того же. Поэтому ему и посвящена 4-ая неделя Великого Поста. Св. Иоанн Лествичник в своей великой книге «Лествица» рассказывает о том, как рождается грех. Грех берёт начало в человеческой душе от помысла. Святые отцы называют это прилогом; человеческая душа может отвергнуть помысел или принять. Если отвергла, то победила. Если человек замедлит в нечистом помысле, то происходит сочетание, как бы соединение души с нечистым помыслом. Затем возникает сложение с помыслом - решимость исполнить грех на деле. Затем включаются наши чувства, и грех становится страстью: человек ищет случая, представляет и обдумывает, как совершить грех. А когда грехопадение уже состоялось, этот грех, раз за разом повторяясь, переходит в привычку. Привычка, укореняясь в человеческой душе, становится её второй природой. Легче всего победить грех, когда он ещё в помысле, — как легче выдернуть молодое растение, нежели дерево, глубоко пустившее корни в землю.

В Книге Иова (Иов 4, 11.) грех назван мравольвом (муравьём и львом): вначале он мал, как муравей, почти незаметен, но когда вырастает, становится мощным и грозным, словно лев, и подобно этому страшному хищнику терзает нашу душу, и мы беспомощны в его адских когтях.

Прп. Иоанн Лествичник описал в книге восемь главных страстей, из которых проистекает всё духовное зло и погибель: чревоугодие, гнев, блуд, гордость, тщеславие, уныние, печаль, сребролюбие. Но в книге дана подсказка: у нас есть оружие, чтобы сражаться с грехом: любовь, молитва, пост, смирение, память о своих грехах, честность, скромность, страх Божий.«Лествица» написана в VII веке, но ни до ни после не было написано книги, хотя бы равной ей.

Великие подвижники духовной жизни - преподобные Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий называли ее лучшей книгой для восхождения к духовному совершенству, настолько глубоко в ней раскрыт духовный мир человека, который хочет идти к Богу.

Книга эта не из легких, и чтение ее требует ума и некоторой духовной подготовленности. Она состоит из 30 глав, как бы 30 ступеней, ведущих от земли на Небо, в честь и воспоминание тридцати лет земной жизни Спасителя, протёкших до того, как Он вышел на Евангельскую проповедь. В книге описывается и борьба с пороками и страстями, такими как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев, уныние, осуждение; и рассказывается, как достигнуть христианских добродетелей - кротости, целомудрия, терпения, смирения, молитвы.

Книга, написанная почти 1500 лет назад и переведенная на все языки мира, до сих пор остается учебником не только для монашествующих, но и для всех христиан, без исключения. У монахов эта книга почиталась после Евангелия самой необходимой для спасения, но и для мирян она — сокровище. Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста.