В день праздника Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого в Спасо-Преображенском соборе была совершена праздничная Литургия святителя Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской, которую возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужили протоиерей Владимир Жильцов, иерей Андрей Смирнов, иерей Феодосий Амбарцумов, иерей Антоний Заровский, иерей Константин Стрекаловский, протодиакон Иоанн Глебов, протодиакон Артемий Лебедев и диакон Димитрий Головачёв.

После Литургии было совершено праздничное славление и вознесена молитва святителю Василию Великому.

После Литургии иерей Константин Стрекаловский сказал слово проповеди на тему праздника.

14 января в 2021 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения.
 
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31-33; Лк.2,21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12).
 
Василий Великий — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила, многочисленных проповедей и писем, которых сохранилось не менее трёхсот.

Святые отличаются тем, что умеют хранить благодать, которую Господь даровал им в таинствах.
Василий Великий заботился о чистоте рядов духовенства и ярко писал о Духе Святом - силе освящающей, личности, котрой мы поклоняемся в Троице великой.

Человек, который очистил себя от страстей, подобен прозрачному очищенному веществу, через которое проходит свет - писал Василий Великий. И это свет, проходящий через человека с очищенной совестью, он самого человека освящает. Как капелька воды, человек начинает светиться.

Святитель Василий говорил, что когда озаряет Дух святый благодатью, особенно если человек ищет истину, более глубокое познание истины, то через сияние Духа он получает удостоверение, что его действия правильные.

Святитель Василий Великий писал еще, что когда озаряет Дух, то человек будто озаряется солнечным светом - как будто бы он один на Земле этот свет воспринимает.
Несмотря на то, что каждому из существ Господь дает свою меру освящения Духом, как солнце распространяет свой свет и тепло и является неделимым, так и освящение Духом, к которому мы должны стремиться. И указание к этому - чистое сердце, блаженное чистое сердце, потому что оно Бога узрит.
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". "Нищие духом - кто стремится к истине, тот кто знает, что текущего познания для постижения Благодати все равно недостаточно - Господь бесконечен, и человек "нищий духом" не успокаивается в озарении.
 
Необходимо собрать себя и запланировать себе подвиг во имя богоугождения, спросить чистая ли у нас совесть, не оправдываем ли мы какие-то свои грехи внутри себя. Что еще может задерживать нас перед милостью Божией, может какая-то обида внури затеняет нашу капельку воды и через нее не проходит радость. Может где то что то лежит внутри и наша капелька омрачается. Подражать Святому Василию - означает сохранять благодать, взращивать ее и "от силы в силу" восходить, справляться со своими недостатками.

"Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".