Сегодня Спасо-Преображенский собор празднует малый престольный праздник - северный придел собора освящен в честь священномученников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского.

Можно сказать, что этот день является днём рождения собора!

 В этот день при поддержке солдатов и офицеров Преображенского полка, который базировался на месте нынешнего собора, Елизавета Петровна смогла совершить дворцовый переворот и законно занять Российский престол.
В благодарение Богу она повелела построить пятикупольный Собор Преображения Господня. Посвятив один из трёх  престолов собора святым в чей день произошло это знаковое событие.

Святые священномученики Клименте и Петре молите Бога о нас!

По окончании литургии настоятель собора, протоиерей Николай Брындин рассказал, как и почему придел был освящен в честь священномученников, а также призвал прихожан следовать их примеру верности и приверженства Христу, которые прославились как укрепители и распространители веры Христовой среди людей. 
 
Священномученик Климент – апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией.

 Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его апостолы – вот куда влечет юного Климента.
 
В Александрии он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него Святое Крещение, становится одним из его ближайших учеников (Флп.4:3).

Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.
 
Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент.

Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий – от рабов до членов императорской семьи.
 
Обеспокоенные успехами христианскогопросвещения иерарха, император Траян изгнал епископа Климента из столицы, сослав в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического.

 Многие ученики Климента добровольно последовали за ним, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.
 
Находясь в каменоломнях в условиях недостатка воды, по молитве святителя Климента Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он проповедовал.

В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с мачтой на шее.
Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины.

По молитвам его верных учеников – Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя. После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.
 
Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников – Константина-философа и его брата Мефодия.

 Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника – апостола Климента.

Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой, и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала.