Во второе воскресенье Великого поста в Спасо-Преображенском соборе совершалась Первая Пассия. По окончании стихиры на стиховне Великой вечерни началось чтение акафиста страстям Христовым.

По окончании акафиста был спет прокимен "Разделиша ризы Моя себе", после которого было прочитано Евангельское чтение от Матфея, отрывок описывающий страсти Христовы.

После чтения Евангелия по сложившейся традиции протодиакон Артемий Лебедев прочитал слово проповеди на первой Пассии Великого поста в этом году:

 " Во имя Отца и, Сына и Святого Духа!

Сегодня, братия и сёстры, мы совершаем службу страстям Христовым, предваряя богослужения Страстной седмицы. В этом есть особый смысл, потому что весь наш Пост устремлен ко Кресту Христову.

Всякое слово евангельское, как говорит апостол Павел, есть слово крестное. Тем более слово о самом Кресте — о том, что является нашим спасением, и перед чем во веки будет стоять душа каждого человека.

Сегодняшнее чтение Евангелия от Матфея начинается с примера любви. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

Этот небольшой сосуд, как говорят историки-исследователи, имел цену целого года труда обычного человека. Настоящая любовь никогда не может ограничиться чем-то малым, никогда не может подумать, сколько будет прилично, чтобы оказалось достаточным для этого дара. Она дает самое большее, что может дать, и когда она дает всё, что имеет, она понимает, что дает недостаточно.

Задумаемся о том, как мы относимся ко Христу, к Его Церкви. До тех пор, пока мы думаем, что делаем достаточно для того, чтобы нам называться христианами, мы не понимаем еще, что такое быть христианином. Мы не понимаем еще, что такое любовь, которая единственная делает нас таковыми, будь то жертва в храм или посещение богослужений, когда мы спрашиваем, сколько раз нужно приходить на службы, сколько и каких надо вычитать молитв. Пока мы не достигаем той любви, о которой говорит нам Евангелие, мы не приближаемся еще, на самом деле, ко Кресту Христову.

«Строгий» суд любящим Бога выносят люди, которые не понимают цену всему, что совершается в мире. «Какая напрасная трата», — говорят они и оправдывают это любовью к другим людям: «Можно было бы эти деньги раздать нищим». И этот, так называемый, «здравый смысл», который сейчас существует в мире, которым все оправдано и который все более торжествует, потому что он как будто имеет оправдание и свою убедительность, на самом же деле ни в коей степени не может быть причастен к настоящему дару любви. Дар любви, который приносится Господу в сегодняшнем Евангелии, всегда должен быть жертвою. Он всегда больше, чем то, обычное, что человек имеет, иначе это не дар любви.

Именно это нам нужно сегодня понять, почувствовать и увидеть. Это то, о чем мы должны молить нашего Господа сегодня и всегда в нашей жизни: чтобы стать людьми, способными на ответный дар Богу. И чтобы жизнь наша устремлялась ко Христу, подобно тому, как это произошло с Иосифом и Никодимом, которые страшились быть учениками Христовыми, потому что боялись иудеев. И только когда они увидели Христа взятым и отвергнутым, поруганным и преданным всеми, тогда любовь, которая скрывалась в их сердце, не могла уже более таиться, и они явили себя учениками Христа. Для них не имело уже значения то, что последует за этим, потому что любовь всегда ведет к самоотречению.

Вот дар, который мы должны принести, и которого не имеем, и молимся о нем с самого начала Поста словами канона преподобного Андрея Критского: «Авелева дара никогда же Тебе принесох, Господи, благоприятного». Жертва Авеля была угодна Богу, а жертва Каина нет, и дело не в том, что приносилось в жертву, а в том, что один сделал это формально, а другой в приношение Богу вложил всю душу и всю свою любовь к Творцу.

Будем молить Господа о даровании искренней молитвы, которой Господь укрепит нас в выборе между подлинным приношением и тем, которое не может быть принято Господом, потому что в нем нет любви. Чтобы недостаток настоящей жертвенной любви для нас стал источником покаяния и смирения, которые привлекают благодать.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что нищих мы всегда имеем потому, что Господь любовью Своею так устроил, чтобы мы могли приносить эти дары другим людям, и через них — Самому Господу. И действительно в наше время все больше и больше нищих, все больше и больше страждущих, через которых мы всегда можем приносить дар Господу. «Нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда имеете», – говорит нам Господь. И это означает, что есть такие дела, которые можно совершить только однажды в жизни и которые уже никогда не повторятся. Не повторятся ни обстоятельства, ни время. И не будет снова этого человека, не будет того сердечного порыва, который нас подвигал на подлинную любовь.

Вся жизнь наша, если оглянуться назад, состоит, на самом деле, из таких утраченных возможностей, которые уже никогда не повторятся и которые являются судом над нами. Главное же не упустить нашу главную возможность - предстояние перед Христом, перед той любовью, которую Он явил нам на Своем Кресте. Чтобы молитва, вдохновлённая примером этой жертвенной любви Бога к нам грешным, подобно благоуханному миру, которое принесла рыдающая о Его скором погребении грешная женщина, наполняла храм нашей души, делая нас способными быть причастниками трапезы Господней. Аминь."