В понедельник 6 января, в навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник в Спасо-Преображенском соборе в 9:00 началось чтение Царских часов далее читались Изобразительны, совершалась великая вечерня в срединии с Литургией свт. Василия

Богослужение возглавил настоятель Собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужили протоиерей Игорь Заваринский, иерей Андрей Смирнов, иерей Феодосий Амбарцумов, иерей Антоний Заровский, иерей Константин Стрекаловский, протодиакон Вениамин Сидоров, протодиакон Иоанн Глебов, протодиакон Артемий Лебедев и диакон Димитрий Головачёв. На Божественной Литургии ко Святой Чаше приступило  около двухсот прихожан собора. После отпуста было совершено славление с пением тропаря и кондака Рождеству Христову.
После окончания праздничной Литургии настоятель Собора протоиерей Николай Брындин поздравил духовенство и прихожан с Рождественским сочельником и сказал слова наставления в подготовке к празднику Рождества Христова.

Часы́ – краткое богослужение, специально установленное Церковью для воспоминания и освящения оп­ре­де­лён­ных ча­сов, чем-либо зна­ме­на­тель­ных в ис­то­рии на­ше­го спа­се­ния, в бла­го­дар­ность за про­ис­шед­шие в них со­бы­тия.
Но так как спа­се­ние на­ше со­вер­ше­но стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, то и от­дель­ные мо­мен­ты это­го ве­ли­ко­го де­ла бы­ли тяг­чай­ши­ми в жиз­ни Спа­си­те­ля.

Поэтому чув­ст­во бла­го­дар­но­сти за спа­се­ние не мо­жет не рас­тво­рять­ся сле­за­ми со­стра­да­ния Хри­сту и пе­ча­ли о наших гре­хах, при­вед­ших Его на Крест.

Потому служ­ба ка­ж­до­го из ча­сов, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ст­ву­ет че­ты­ре: 1, 3, 6 и 9, но­сит скорб­но-по­ка­ян­ный ха­ра­к­тер. Эта служ­ба для всех ча­сов име­ет один и тот же чин (схе­му), со­вер­шен­но не по­хо­жий на чин дру­гих служб а имен­но, ус­ту­па­ю­щий им в тор­же­ст­вен­но­сти.

Царские Часы
В по­с­лед­ний день пе­ред празд­ни­ком со­вер­ша­ет­ся на­ве­че­рие Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник), сви­де­тель­ст­ву­ю­щее об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­ве­че­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми
В Пра­во­слав­ной Цер­к­ви в на­ве­че­рие со­вер­ша­ют­ся ча­сы, на­зы­ва­е­мые Цар­ски­ми, по­то­му что из­дав­на на этом Бо­го­слу­же­нии при­сут­ст­во­ва­ли ца­ри, по­кло­ня­ясь но­во­ро­ж­дён­но­му Ца­рю ца­рей.
Цар­ские ча­сы на­чи­на­ют­ся и со­вер­ша­ют­ся при от­кры­тых цар­ских вра­тах, сре­ди хра­ма, пред Еван­ге­ли­ем, по­ло­жен­ным на ана­лое, как бы в зна­ме­ние то­го, что ны­не Спа­си­тель уже не та­ит­ся, как не­ко­г­да во мра­ке вер­те­па, но си­я­ет всем на­ро­дам. Пред Еван­ге­ли­ем вос­ку­ря­ет­ся ка­диль­ный фи­ми­ам, в вос­по­ми­на­ние ла­да­на и смир­ны, при­не­сён­ных вол­хва­ми но­во­ро­ж­дён­но­му Хри­сту.
На­зва­ние «цар­ские» эти ча­сы по­лу­чи­ли толь­ко на Ру­си. Это бы­ло свя­за­но с их осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью, а так­же с ви­зан­тий­ским обы­ча­ем при­сут­ст­вия им­пе­ра­то­ра во вре­мя их со­вер­ше­ния; ви­зан­тий­скую тра­ди­цию про­дол­жа­ли мо­с­ков­ские ца­ри.
Ме­ж­ду тем в ста­рых Ти­пи­ко­нах та­ко­го на­зва­ния не бы­ло. По­э­то­му бо­лее вер­ным и со­г­ла­с­ным с древ­ни­ми Ус­та­ва­ми бы­ло бы на­зва­ние ча­сов «ве­ли­ки­ми».
Ча­сы во­об­ще пред­ста­в­ля­ют со­бой служ­бу, ко­то­рая пред­на­зна­че­на для бо­го­слу­жеб­но­го про­сла­в­ле­ния свя­щен­ных вре­мён и сро­ков, со­еди­нён­ных с де­лом на­ше­го спа­се­ния. С ли­тур­ги­че­с­кой то­ч­ки зре­ния Цар­ские Ча­сы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва со­ста­в­ля­ют од­но це­лое с ве­чер­ней это­го дня, ко­то­рая уже яв­ля­ет­ся ве­чер­ней на сам празд­ник Ро­ж­де­ст­ва, что под­чёр­ки­ва­ет не­пре­рыв­ность со­бы­тий свя­щен­ной ис­то­рии в со­от­вет­ст­вии с по­ве­ст­во­ва­ни­ем Еван­ге­лия.

В от­ли­чие от все­днев­ных и ве­ли­ко­по­ст­ных ча­сов, Цар­ские Ча­сы вос­хо­дят к «пе­с­нен­но­му по­с­ле­до­ва­нию», ле­жа­ще­му в ос­но­ве Ус­та­ва ве­ли­кой цер­к­ви св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, на бо­го­слу­же­ни­ях ко­то­рой при­сут­ст­во­вал им­пе­ра­тор Ви­зан­тии.

Со­вер­ша­ют­ся Царские Часы на­ка­ну­не празд­ни­ков Ро­ж­де­ст­ва и Кре­ще­ния, в так на­зы­ва­е­мые со­чель­ни­ки (6 ян­ва­ря и 18 ян­ва­ря), и по­свя­ща­ют­ся этим свя­щен­ным со­бы­ти­ям, а так­же в Ве­ли­кую Пят­ни­цу — ра­ди Стра­стей Гос­под­них.
Псал­мы для Цар­ских ча­сов не яв­ля­ют­ся псал­ма­ми, чи­та­ю­щи­ми­ся за все­днев­ны­ми ча­са­ми; они осо­бен­ные для ка­ж­до­го из трёх дней, ко­г­да чи­та­ют­ся эти ча­сы. По­ми­мо псал­мов, на ка­ж­дом ча­се (а со­вер­ша­ют­ся они под­ряд, с пер­во­го по де­вя­тый) чи­та­ет­ся па­ри­мия — от­ры­вок из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щий про­ро­че­ст­во о вспо­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Кро­ме то­го, по­ют­ся осо­бые тро­па­ри.
Первая часть этого богослужения как бы вводит нас в события грядущего праздника: тут и стихиры, повествующие о тех условиях, в которых родился Спаситель мира, и пророческие чтения о рождении Мессии, и осмысление Рождества апостолом Павлом.

Вторая часть Царских Часов посвящена уже родившемуся Христу и тому новому изменению, которое произошло в мире. В апостольском послании, читаемом за этой частью службы слышим: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

Рождение Спасителя от Девы только лишь один из этапов спасения человечества. Поэтому Церковь, восхвалив Рождество Спасителя во второй части Часов, мысленно двигается дальше, к Кресту и Пасхе — апогею искупительного подвига Христа.

Третья часть богослужения посвящена осмыслению того, для чего пришел Христос. Поэтому мы и слышим тут слова пророка Исайи о рождении Эммануила (Ис. 7:14). Называя Спасителя этим нарицательным именем, Исайя указывает на то, что рождение Иисуса Христа в мир приближает на с к Богу и дает нам возможность жить с Богом.
Последняя, четвертая часть службы как бы ставит точку в длинном ряде смыслов и символов богослужения Царских Часов. Апостольское чтение говорит о смысле существования тварного мира и всех событий устроения Богом человеческого спасения — единстве Создателя и созданного.

Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.