В понедельник 6 января, в навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник в Спасо-Преображенском соборе в 9:00 началось чтение Царских часов далее читались Изобразительны, совершалась великая вечерня в срединии с Литургией свт. Василия
Богослужение возглавил настоятель Собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужили протоиерей Игорь Заваринский, иерей Андрей Смирнов, иерей Феодосий Амбарцумов, иерей Антоний Заровский, иерей Константин Стрекаловский, протодиакон Вениамин Сидоров, протодиакон Иоанн Глебов, протодиакон Артемий Лебедев и диакон Димитрий Головачёв. На Божественной Литургии ко Святой Чаше приступило около двухсот прихожан собора. После отпуста было совершено славление с пением тропаря и кондака Рождеству Христову.
После окончания праздничной Литургии настоятель Собора протоиерей Николай Брындин поздравил духовенство и прихожан с Рождественским сочельником и сказал слова наставления в подготовке к празднику Рождества Христова.
Часы́ – краткое богослужение, специально установленное Церковью для воспоминания и освящения определённых часов, чем-либо знаменательных в истории нашего спасения, в благодарность за происшедшие в них события.
Но так как спасение наше совершено страданиями Христовыми, то и отдельные моменты этого великого дела были тягчайшими в жизни Спасителя.
Поэтому чувство благодарности за спасение не может не растворяться слезами сострадания Христу и печали о наших грехах, приведших Его на Крест.
Потому служба каждого из часов, которых Православная Церковь чествует четыре: 1, 3, 6 и 9, носит скорбно-покаянный характер. Эта служба для всех часов имеет один и тот же чин (схему), совершенно не похожий на чин других служб а именно, уступающий им в торжественности.
Царские Часы
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками
В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорождённому Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесённых волхвами новорождённому Христу.
Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари.
Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».
Часы вообще представляют собой службу, которая предназначена для богослужебного прославления священных времён и сроков, соединённых с делом нашего спасения. С литургической точки зрения Царские Часы Рождества Христова составляют одно целое с вечерней этого дня, которая уже является вечерней на сам праздник Рождества, что подчёркивает непрерывность событий священной истории в соответствии с повествованием Евангелия.
В отличие от вседневных и великопостных часов, Царские Часы восходят к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.
Совершаются Царские Часы накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.
Псалмы для Царских часов не являются псалмами, читающимися за вседневными часами; они особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Первая часть этого богослужения как бы вводит нас в события грядущего праздника: тут и стихиры, повествующие о тех условиях, в которых родился Спаситель мира, и пророческие чтения о рождении Мессии, и осмысление Рождества апостолом Павлом.
Вторая часть Царских Часов посвящена уже родившемуся Христу и тому новому изменению, которое произошло в мире. В апостольском послании, читаемом за этой частью службы слышим: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).
Рождение Спасителя от Девы только лишь один из этапов спасения человечества. Поэтому Церковь, восхвалив Рождество Спасителя во второй части Часов, мысленно двигается дальше, к Кресту и Пасхе — апогею искупительного подвига Христа.
Третья часть богослужения посвящена осмыслению того, для чего пришел Христос. Поэтому мы и слышим тут слова пророка Исайи о рождении Эммануила (Ис. 7:14). Называя Спасителя этим нарицательным именем, Исайя указывает на то, что рождение Иисуса Христа в мир приближает на с к Богу и дает нам возможность жить с Богом.
Последняя, четвертая часть службы как бы ставит точку в длинном ряде смыслов и символов богослужения Царских Часов. Апостольское чтение говорит о смысле существования тварного мира и всех событий устроения Богом человеческого спасения — единстве Создателя и созданного.
Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.