В неделю 17-ю по Пятидесятнице в Спасо-Преображенском соборе совершалось две Божественные Литургии.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Андрей Смирнов. На ранней Литургии причастилось 80 прихожан собора.

Позднюю Божественную Лигургию возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин, ему сослужили протоиерей Владимир Жильцов, иерей Антоний Заровский, протодиакон Иоанн Глебов и протодиакон Артемий Лебедев. Ко Святому Причастию приступило около двухсот прихожан Собора. После пения запричастного стиха иерей Антоний Заровский сказал слово проповеди на тему евангельского чтения. По окончании богослужения настоятель собора протоиерей Николай Брындин поздравил прихожан с воскресным днём.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, только тогда, когда любящий человек забывает себя. Разумеется, забыть себя до конца, – дано лишь святым. Но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за её проявление, – это общее начало христианской любви. Она расцветает в любовь Христову тогда, когда свободный дар любви достигает не только любимых (это умеют делать все), но и нелюбимых, – тех, кто нас ненавидит, кто нас считает чужими и врагами. Если мы не можем нашу любовь распространить на наших врагов, – это значит, что мы помним только себя, и все наши чувства и действия питаются ещё не преображенным человеческим сознанием, находящимся вне Христовой тайны. Мы призваны любить щедрым сердцем, а щедрость, даже природная, заключается в том, что человек жаждет давать! При этом он ликует, когда может отдать не только ненужное, но самое драгоценное; а в конечном итоге – свое сердце, свою мысль, свою жизнь. Увы! Мы не умеем любить; но ведь вся наша жизнь – это школа любви, или, наоборот, – страшное бремя тёмного, холодного отчуждения от Божественной любви.

И Христос учит нас пути любви. Он говорит: «Каждый раз, когда на пути любви я помню лишь о самом себе, каждый раз, когда я встаю преградой между искренним движением моего сердца и внешним действием, я должен обратиться к себе самому: «Отойди от меня, сатана» (Мк.8:33): ты помышляешь о земном, а не о небесном... Каждый раз, проявляя любовь и требуя ответной любви и благодарности за благодеяния, я должен обратиться к Богу со словами: «Прости, Господи, я осквернил тайну Божественной любви...» Каждый раз, когда в ответ на чужую ненависть и клевету, на отвержение и отчуждение я замкнусь и скажу: «Этот человек мне чужой, он мне враг», – я должен знать, что для меня самого закрылась тайна любви. Я – вне Бога, я – вне тайны человеческого братства, я – не ученик Христов.

Таков этот неимоверно трудный путь христианской любви. И Христос не напрасно говорит, что путь в Царство Небесное – узкий, что врата в это Царство – узки: так узок этот путь, так требовательна заповедь Христова, – она беспощадно требовательна, потому что относится к области любви, а не закона. Закон определяет нам правила жизни, но он всегда где-то кончается, и за этим пределом мы от него свободны. Любовь же не знает предела: она требует нас до конца, всецело. Мы не можем согреться только какой-то частью души; если мы это допустим – то мы потухнем, охладеем. Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом – и превратиться в купину неопалимую, – в тот куст, который видел Моисей в пустыне. Этот куст весь пылал, но в то же время не сгорал.

Так и человеческая любовь: когда она не освящена Божественной тайной – то поедает самоё себя. А Божественная любовь горит и превращает всё в живое пламя, но при этом не питается тем, что горит. В этой Божественной любви сгорает всё, что не может жить вечно, а остается чистый и светлый огонь. Это пламя делает человека Богом: так Ветхий Завет прообразует – и Христос утверждает.
Будем же учиться этой любви – учиться ценой пожара любви, ценой отвержения себя самого, ценой самопожертвования. И только тогда мы сможем сказать, что мы действительно стали учениками Христа! Аминь.