В неделю 15-ю по Пятидесятнице совершалось попразднство двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот воскресный день Спасо-Преображенском соборе совершалось две Божественные Литургии.

Раннюю Божественную Литургию возглавил протоиерей Игорь Заваринский. Ко Святому Причастию приступило восемьдесят прихожан Собора.

Позднюю Божественную Лигургию возглавил настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Брындин ему сослужили: протоиерей Владимир Жильцов, иерей Андрей Смирнов, иерей Феодосий Амбарцумов, иерей Константин Стрекаловский, протодиакон Иоанн Глебов и протодиакон Артемий Лебедев. Ко Святому Причастию приступило более двухсот прихожан Собора. После пения запричастного стиха протоиерей Владимир Жильцов произнес слово проповеди на тему евангельского чтения. По окончании богослужения настоятель Собора протоиерей Николай Брындин поздравил прихожан с воскресным днём и попразднством двунадесятого праздника. 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. 

Сегодня в Евангелии мы с вами слышали о том, как некий законник подошел ко Христу и спросил у Него: "Какая наибольшая заповедь в законе?". Евангелист Матфей отмечает, что он спрашивал у Христа, искушая Его. Какой же подвох, какое же искушение было в этом вопросе? Дело в том, что законники спорили между собою, какая же наибольшая заповедь в законе. Некоторые говорили, что наибольшей заповедью является заповедь о субботе. Другие говорили, что заповедь об обрезании. Единогласия у них не было, и они между собой постоянно спорили. И вот этот законник попытался тоже искусить Христа и поспорить с Ним, но услышал такое, что даже и сам не смог ничего ответить. Господь говорит: "Первая и наибольшая заповедь в законе - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Вторая же подобная ей - возлюби ближнего твоего как самого себя. Вот две наибольшие заповеди". Так ответил Господь на вопрос законника. 

И законник даже не смог ничего против этого сказать и отошел от Него. Но что значит "возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим"? Дело в том, что первая заповедь, по словам святых Отцов, исполняется только через вторую заповедь, через наших ближних - "возлюби ближнего твоего как самого себя". Исполняя вторую заповедь, мы сможем исполнить и первую. 

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:20). Говоря о любви, апостол Павел рассуждает, что "если я говорю языками человеческими и ангельскими", или же "если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор.13:1,3). Любовь к Богу дается человеку, когда он начинает любить своего ближнего. 

Как же мы можем с вами любить нашего ближнего? Пример можно взять из древнего Патерика. У одного старца были два послушника, и старец очень горячо молился Богу, чтобы Господь помиловал их. Однажды они пошли в город. Ученики ушли вперед, а старец шел за ними. Ученики, идя по дороге, увидели нищего, который лежал возле дороги и просил отнести его в город. Ученики прошли мимо этого человека. И вот когда старец шел мимо этого нищего, то взвалил его на свои плечи и понес в город. И услышал голос: "Твои дела более милосердные, чем дела твоих учеников". 

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Что ты ходишь в храм молиться Богу, когда проходишь мимо ближнего своего, нуждающегося в твоей помощи? Или ты почитаешь иконы, образ Божий, и, в это же время, не почитаешь своего ближнего, который есть образ Божий". Святитель Тихон Задонский о любви говорит, что "любовь - это как теплая печь, которая согревает всех, кто бы ни прикасался к ней". 

Но что нам делать, если мы не чувствуем в себе любви к нашим ближним? Тот же святой - святитель Тихон Задонский - говорит: "Чтобы научиться делам любви, совершай их, даже не имея в себе любви. И эти дела, дела милосердия, сами по себе возрастят в тебе любовь к ближнему, а потом уже и к Богу". Современный человек, он больше эгоистичен, нежели братолюбив. Современный девиз - "бери от жизни все". А как же ближний? О ближнем можно не думать. Так вот, все христиане, даже современные мы с вами, обязаны идти за Христом, обязаны соблюдать Его заповеди. Ведь Христос в Евангелии говорит: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14:21). И идя за Христом, совершая дела любви и милосердия, мы будем уподобляться и Богу, и всем святым.

Аминь.