27 сентября Святая Церковь отмечает один из двунадесятых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На кануне праздника в Спасо-Преображенском соборе было совершено торжественное Всенощное бдение с литиёй. По окончании пения Великого словословия был совершен чин Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Крест выносится из алтаря после Великого славословия и полагается посередине храма на аналое.

Сделав перед Крестом три земных поклона и взяв его с аналоя, настоятель трижды осеняет им народ, и затем держа Крест на голове, наклоняется до земли, поднимается и снова осеняет им народ.

Воздвижение совершается поочередно на каждую сторону света (на восток, запад, юг, север и опять восток). При этом хор каждый раз поёт сотницу - сто раз "Господи, помилуй!"

После пятикратного воздвижения Крест полагается на аналое, и совершается троекратное поклонение ему и целование.

В этот воскресный день Спасо-Преображенском соборе совершалось две Божественные Литургии.

Раннюю Божественную Литургию возглавил иерей Антоний Заровский. Ко Святому Причастию приступило 95 прихожан Собора.

Позднюю Божественную Лигургию возглавил настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Брындин ему сослужили: протоиерей Игорь Заваринский, иерей Андрей Смирнов, иерей Константин Стрекаловский, протодиакон Иоанн Глебов и протодиакон Артемий Лебедев. Ко Святому Причастию приступило около ста прихожан Собора. По окончании богослужения было совершено поклонение Кресту, после которого иерей Андрей Смирнов поздравил прихожан с двунадесятым праздником и сказал слово проповеди на тему праздника.

В этот день мы вспоминаем, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа, и два события, с этим связанные.

Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября).

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
Второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

"Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество" (свт.Андрей Критский).

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Богослужения на Воздвижение Креста Господня отмечаются выносом Креста.Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание крест уносится в алтарь.

Праздник имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 по 4 октября). Отдание праздника – 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.