Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. 

В Спасо-Преображенском соборе в воскресенье совершалось две Божественные Литургии. Раннюю Литургию возглавил иерей Антоний Заровский ему сослужил протодиакон Вениамин Сидоров. Ко Святому Причастию приступило 100 прихожан собора. Позднюю Литургию возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин ему сослужили протоиерей Игорь Заваринский, иерей Феодосий Амбарцумов, протодиакон Иоанн Глебов и протодиакон Артемий Лебедев. После пения запричастного стиха иерей Феодосий Амбарцумов произнес слово проповеди о Кресте Господнем. К Чаше Христовой приступило 270 причастников.После окончания Литургии было совершено поклонение Животворящему Кресту Господню, настоятель собора протоиерей Николай Брындин поздравил прихожан с праздником.                                  

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Иными словами, износимый на середину храма для поклонения Крест Господень – это наше воинское знамя, которое выносится, как и в обыкновенной мирской брани, на поле сражения для того, чтобы возбудить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и неустрашимое мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над врагами.

Взирая на это славное знамя – знамение победы над диаволом, – мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» (Флп. 3:13), с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели – победе над грехом, победе над диаволом, ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14), где ожидает нас радость неизреченная и нескончаемая, обещанная нам пострадавшим за нас на Кресте Господом Спасителем.

Вынесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова.

Таким образом, Неделя Крестопоклонная - есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».