Великой вечерней в праздник Торжества Православия завершилась первая седмица поста.

Всю неделю в Спасо-Преображенском соборе с 8.00 служили Утреню, Часы, Изобразительны и Вечерню. С понедельника по четверг читали канон пр. Андрея Критского. В среду и пятницу совершались Литургии Преждеосвященных Даров. В воскресенье отслужили две Божественных литургии: Раннюю и Позднюю. Раннюю Божественную Литургию возглавил протоиерей Владимир Жильцов. Ко Святому Причастию приступило 145 прихожан собора. Позднюю Литургию возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин в сослужении клириков собора: протоиерея Игоря Заваринского, иерея Андрея Смирнова, иерея Феодосия Амбарцумова, протодиакона Иоанна Глебова и протодиакона Артемия Лебедева.

После пения запричастного стиха иерей Феодосий Амбарцумов сказал слово проповеди на тему Торжества православия. Святые Христовы Таинства приняло 310  человек. По окончании литургии было совершён молебный чин Торжества православия. После окончания Литургии настоятель собора протоиерей Николай Брындин поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таинств и сказал слово получения в день Торжества православия.

В первое воскресенье Великого поста Церковь совершает чин Торжества православия. От совершаемого пения и сам день называется Неделей Торжества Православия ("неделя" в древнем русском языке означала "воскресенье"). Также в этот день Церковь почитает память Всех святых пророков. 

Празднование Торжества православия было установлено в память о победе над иконоборчеством, которая ознаменовала собой торжество над лжеучениями вообще. 

Это событие относится к началу 842 года, когда скончался последний иконоборческий император Феофил. Согласно преданию, императрица Феодора, жена Феофила, с детства почитавшая иконы, после смерти мужа через откровение во сне узнала о прощении своего мужа, что в последние минуты своей жизни он раскаялся в своем иконоборчестве. 

Так закончилась эпоха второго иконоборчества - повторного гонения на иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, завершившегося утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года. 

Больше года понадобилось императрице Феодоре, чтобы исправить церковную ситуацию в империи - необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика. В марте 843 года новым константинопольским патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На церковном соборе был зачитан и одобрен томос (греч. указ), провозглашавший необходимость восстановления почитания икон и подтверждавший законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствование иконоборчества. Также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.

После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю: множество участвовавших монахов и мирян, духовенства, провозглашали победу Православия над лжеучением, а несение перед процессией святых икон утверждало догмат об иконопочитании. 

С тех пор в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия - перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественное поминовение усопших благочестивых поборников Православия - императоров, патриархов; молится Церковь об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. 

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей. 

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.