14 августа, в первый день Успенского поста, Святая Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

В Спасо-Преображенском соборе накануне праздника прошло вечернее богослужение (вечерня и утреня) с чином выноса Животворящего Креста Господня. В день праздника Божественную литургию совершил иерей Феодосий Амбарцумов в сослужении братии собора. По окончании литургии иерей Андрей Смирнов совершил водосвятный молебен с освящением меда.

Напомним историю происхождения праздника и особенности богослужения.

Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».  Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII—XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 года сообщает о истории установления праздника следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

Особенности богослужения похожи на особенности богослужения Недели Крестопоклонной (3‑я неделя Великого поста) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

Накануне вечером была совершается вечерня и утреня. На утрене перед Великим славословием служащий священнослужитель надевает полное облачение. Во время Великого славословия, при пении Трисвятого, священнослужитель совершает каждение престола (трижды) и при пении «Святый Боже» в третий раз (погребальным распевом) износит Крест на голове с возду́хом, в преднесении 2‑х светильников, северными дверьми (иконостаса); остановившись на амвоне, возглашает «Премудрость прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» полагает Крест на аналой. Совершается троекратное поклонение (земные поклоны) Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

По принятому ныне в Русской православной церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда.