Сегодня, 9-го августа, Святая Церковь празднует день памяти великомученика и целителя Пантелеимона. В Спасо-Пребраженском соборе состоялась праздничная Божественная литургия, которую совершил иерей Андрей Смирнов в сослужении братии прихода. Ко Святой чаше подошло более шестидесяти верующих. По окончании богослужения иерей Андрей Смирнов произнес слово проповеди на тему праздника и уделил особое внимание житию великомученика Пантелеимона.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон является одним из самых почитаемых святых у христиан и особенно у прихожан Спасо-Пребраженского собора, ведь в храме присутствует величественный образ святого с частицей мощей.

Мы публикуем отрывок из готовящийся к выходу замечательной книги о Спасо-Пребраженском соборе, а именно фрагмент главы «Святые образы храма»:

Среди икон старого письма одной из центральных является икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей, перенесенная в Спасо-Преображенский собор в 1939 году из храма, устроенного в честь святого в XVII веке. Святой Пантелеимон жил на рубеже III-IV веков. В юности он получил медицинское образование и был определен лекарем ко двору императора Максимиана. Познакомившись христианами, он и сам вскоре уверовал во Христа и был крещен во Имя Отца и Сына и Святого духа. Будучи хорошим врачом, он безвозмездно исцелял страждущих не только медицинскими средствами, сколько молитвой и словом Божиим. Узнав об этом, жестокий правитель приказал придать юношу жестоким пыткам, но всех испытаний Бог выводил его невредимым. Наконец император повелел отрубить голову целителю, что также получилось не сразу − перед смертью великомученик обратил в христианскую веру и своих палачей. Тело его, брошенное в костер, осталось неповрежденным и было захоронено. Впоследствии частицы честных мощей страстотерпца разошлись по всему христианскому миру, став одной из главных святынь сначала церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона, а затем и Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. 

На иконе представлено редкое ростовое изображение святого Пантелеимона, исполненное в лучших барочных традициях. Автор произведения пытался объединить в своей работе иконописный канон (попытка следования ему видно в решении лика) с живописными тенденциями барокко: пышно трактовано платье святого, богато украшенное золотым асцитом орнамента, трогательно прописаны инструменты флаконы со снадобьями, коими врачевал целитель. В целом яркие, хорошо сохранившиеся краски соответствует высокому уровню письма, едва тронутое инструментом реставратора (свидетельство реставрационных работ −  несвойственные иконописи XVIII века крупные мазки орнаментального золотого декора). В то время как характерное по колориту изображение неба на иконе помогает определить время ее написание как вторую четверть столетия.