В Спасо-Преображенском соборе 1030-летие Крещения Руси праздновали несколько дней. 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира праздничную Божественную Литургию совершил протоирей Владимир Жильцов в сослужении братии собора. По окончании богослужения иерей Андрей Смирнов от имени настоятеля протоиерея Николая Брындина, причта и прихожан, поздравил с днем Ангела протоиерея Владимира Жильцова.

29 июля — День памяти святых отцов шести Вселенских Соборов. На последнем из этих шести Вселенских соборов, который состоялся почти полторы тысячи лет тому назад в Константинополе (680–681 г.), был утвержден догмат о двух волях, действовавших в Иисусе Христе. Это означает, что у Богочеловека Христа неразрывно сочетались как две природы, – божественная и человеческая, – так и две воли, два хотения, желания: божественное и человеческое. И одно желание в Нем полностью согласно с другим. Это – в отличие от обычных людей, у которых не две самостоятельные воли, а только одна воля, человеческая. О божественной воле мы знаем, но знать о чём-то – ещё не означает иметь это. Мы знаем о воле Божией и стараемся следовать ей, но чаще всего уклоняемся от нее. Во Христе всё было не так. Его человеческая воля была полностью согласна с волей Бога в Нем.

29 июля, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин. За богослужением протодиакон Артемий Лебедев читал отрывок из Евангелия от Матфея:

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мф., 59 зач., 14, 22–34

 

После пения запричастного стиха иерей Феодосий произнес слово проповеди на тему евангельского повествования:


Во Имя Отца и Сына и Святого Духа,

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами евангельское чтение, повествующее об одном из самых дивных чудес Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим учеников Спасителя, которые находятся посреди шумных волн в лодке. Волны становятся все больше и больше, и евангелист говорит о том, что только в четвертую стражу ночи приблизился к ним Иисус. Неслучайно упоминает он это время: по словам святых отцов, евангелист подчеркивает, что практически всю длительную ночь ученики Спасителя находились в опасности бушующих волн.

Мы видим святого апостола Петра, который, находясь в сердцевине этой бури и видя Господа, идущего по волнам, с одной стороны, недоумевает, а с другой стороны, по словам преподобного Ефрема Сирина, обращается ко Христу, как бы говоря ему слова: если это действительно Ты, которого мы знаем, обремененный нашим человеческим телом, и то и я, имея то же самое человеческое тело, могу пойти по водам. Петр говорит: « Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Христос говорит ему: «Иди». И Петр выходит из лодки и начинает двигаться в сторону Иисуса Христа. И дальше, видя сильный ветер, он испугался. В греческом переводе есть еще более глубокие слова, такие как: он осознал происходящее. Петр понял, вдруг увидев вокруг, что этого не может быть по человеческим меркам: не может человек идти по волнам бушующего моря. В этот момент, когда умом своим он отошел от Христа и обратился на самого себя, удивился и не поверил происходящему, он начал тонуть.

И сегодня, дорогие братья и сестры, мы также чтим память святых отцов шести Вселенских соборов, которые утверждали истину православного христианского вероучения. Мы знаем, что святые отцы – образ церкви Христовой – называли образом корабля, плывущего по водам житейского моря. Лодка с учениками Христовыми, которая сегодня описывается в Евангелии, есть также образ церкви Христовой, которая двигается по волнам мира сего, окружаемая гонениями, преследованиями и не только. Мы знаем, что с момента появления Церкви, с момента ее рождения, появились так называемые ереси, то есть лжеучения, которые стремились либо приблизить учения Христа к пониманию нашего падшего человеческого рассудка, либо просто исказить его в угоду человеческим страстям. Таких ересей было немало: среди них поначалу так же, как маленькая лодочка в этом море, двигалась Церковь Христова, наполненная учениками Спасителя.

Мы знаем, что порой ереси охватывали огромное число верующих христиан. Казалось, что ересианство может захватить всю церковь и стать вместо этой самой истинной Церкви Христовой.

Господь медлил прийти подобно тому, как медлил Он прийти и избавить от страха учеников. Но в какой-то момент собираются отцы Церкви Христовой и начинается эпоха Вселенских соборов, на которых действием Святого Духа, через епископов Церкви Христовой, формулируется, выкристаллизовывается то учение, которое изначально, как драгоценное духовное ядро, содержалось в Церкви с момента ее появления.

Отцы шести Вселенских соборов боролись с различными ересями, отстаивая Истину Троицы Божественной, отстаивая Истину Богочеловечества Христа и непреложность соединения Божественного естества с человеческим в Спасителе нашем. По словам великого русского богослова Владимира Лосского, какой бы Вселенский собор мы ни взяли, с какой бы ересью ни сталкивалась Церковь Христова, если посмотреть в глубину этих событий, в глубину того, что отстаивала Церковь в лице своих богомудрых отцов и епископов, мы увидим главную Церковную задачу: отстоять возможность нашего спасения, обожение нашего человеческого естества во Христе. Именно поэтому Церковь боролось с арианством, монофизитством, монофелитством и множеством других ересей для того, чтобы сохранить в чистоте Истину пришествия в мир Сына Божия и совершенного им обожения нашего естества, Аминь.

 

По окончании Богослужения настоятель собора вместо слов назидания представил прихожанам удивительную праздничную программу к 1030-летию Крещения Руси. Хор Спасо-Преображенского собора под руководством регента А. Шибанова исполнил песнопения духовной христианской музыки. В перерывах между песнопениями Николай Кузьмич Симаков, церковный историк, публицист и общественный деятель, поведал о разных событиях, связанных с Крещением Руси: о выборе князя Владимира, «Корсунской легенде», «испытании вер», о крещении Киева и Новгорода и многом другом.