15-го июля, в Неделю 7-ую по Пятидесятнице, Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V), в Спасо-Преображенском соборе были совершены две Божественные литургии. Ранее богослужение возглавил протоиерей Владимир Жильцов, позднее – настоятель собора протоиерей Николай Брындин в сослужении братии храма.

В Евангельском чтении повествуется об исцелении Господом нашим Иисусос Христом двух расслабленных:

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Евангелие от Матфея  глава IХ, стихи 27-35

После пения запричастного стиха проповедь священник Феодосий Амбарцумов произнес слово проповеди о Евангельском повествовании:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа,

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами Евангелие от Матфея, где рассказывается о чудесах исцеления, совершенных Господом нашим Иисусом Христом. Мы знаем, что Христос много исцелял, совершал чудеса, и, казалось бы, сегодняшнее исцеление, которое Он совершил, ничем особо не примечательно, потому что таковых было много. Были более величественные чудеса, когда Он исцелял слепого от рождения, воскрешал четырехдневного мертвеца и тем не менее мы с вами знаем: все, что написано в Евангелие, каждое слово, каждый эпизод и событие написаны не просто так. Все имеет глубокий смысл и написано для того, чтобы все сказанное мы могли применить и осуществить в своей собственной жизни, независимо от социального положения или исторической эпохи, в которой живет человек или само общество. И вот мы видим слепых, которые бегут за Христом и кричат, чтобы Он их помиловал. И однако же, хотя евангелист прямо и не говорит, мы видим, что сразу исцеление не происходит. Им приходится преодолевать какое-то расстояние до той степени, что Христос заходит в дом, не исцелив этих людей. И они следуют за ним в дом, и оказывается, что эта вся толпа, которая сопровождала Христа, остается снаружи этого дома. Только двое слепых входят за Христом и там, в этом доме, получают исцеление. Предварительно Господь спросил об их вере, веруют ли они в эту возможность исцеления.

Святые отцы видят в этом чудесный образ: люди, которые следуют за Христом, должны неизбежно войти в дом Божий, то есть в Церковь Христову, где Он, Господь, остается один на один с каждым человеком в Таинствах Церкви Христовой. И там, по вере своей, на которой зиждется вся Церковь, человек получает исцеление. Кроме того, отверзаются его духовные очи: из слепого человек превращается в зрячего.

Образ Церкви продолжается и далее, когда мы видим, что приводят ко Христу немого бесноватого. Если слепые сами просили о своем исцелении, могли обратиться ко Христу, то здесь мы видим худший случай: телесная немота, отсутствие возможности говорить причиной своей имело бесовскую одержимость, так что сам человек, которого мы видим перед Христом, не просит об исцелении. Демон, которым он одержим, не дает ему это сделать, поэтому его близкие из сострадания, зная о великом чудотворце Христе, приводят его к Нему. И это также самая сердцевина духовной жизни, которая призывает нас молиться друг за друга и просить исцеления у Господа недугов и болезней наших близких и всех, кто составляет тело Церкви Христовой.

И тех, и других исцеляет Христос, но, к сожалению, мы видим, что реакция людей, которые окружают Христа, неоднозначна. Казалось бы, какая радость – несчастные страдальцы получили исцеление. Вместе с тем мы видим, что с одной стороны кто-то не удержался и, вопреки указам Христа, рассказал об этих чудесах. Народ изумляется и прославляет Бога, говоря, ведь в Израиле никогда такого еще не было, но есть люди, которые совершенно по-другому реагируют на происходящее: вместо радости или хотя бы простого удивления, они ставят диагноз, говоря, что этот человек исцеляет силою Вельзевула, князя бесовского. Об этих людях Христос сказал в другом месте Евангелия: «Всякий грех и хула простятся человеку, кроме хулы на Духа Святаго». Хула на Святого Духа – это приписывание дел Святого Духа, совершенных Христом, князю тьмы. Люди делают это не потому что они действительно так думают или потому что находятся в заблуждении, а потому что они боятся потерять власть в народе, так как сами никогда не смогли бы совершить то, что совершил Господь Иисус Христос.

В завершении Евангельского чтения мы слышим слова евангелиста, который говорит о Христе, что Он проповедовал, учил и исцелял людей. И это образ оставлен всем верующим во Христа. Мы должны не только проповедовать, рассказывать о Евангелии, но и учить, то есть рассказывать, как это Евангелие люди могут применить в своей жизни. Не просто учить, а показывать через свою жизнь возможность реализации Евангелия в этом мире.

И наконец, Христос исцелял, то есть показывал действенную силу Божию, того учения, которое Он принес на землю. Каждый из нас должен свидетельствовать об истинности Евангелия творимыми нами делами милосердия, Аминь.

 

По окончании богослужения настоятель собора протоиерей Николай Брындин напомнил прихожанам об истории праздника – Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы, об одном из первых крестившихся князей Аскольде, а также о событиях, предшествовавших Крещению Руси.

 Вечером, по обыкновению воскресного дня, в Спасо-Преображенском соборе были совершены: Вечерня, утреня, 1-й час с акафистом пред чудотворной иконой «Спас Нерукотворный».

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом. Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах. Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.

Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.

С родительской святыней Царь не расставался и на смертном одре — икона стояла у него в изголовье. Последние слова Государя пред кончиной были: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Образ, по завещанию Государя, находился и при его погребении.

После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.

По окончании акафиста было совершено елеопомазание, после которого слово проповеди о важности проведения воскресного дня в храме произнес настоятель собора протоиерей Николай Брындин.