7 января Церковь празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Спасо-Преображенском соборе на кануне праздника совершалось праздничное Всенощное бдение, начинавшееся с Великого повечерия. Собор к празднику Рождества Христова был украшен большим количеством цветов и ёлок. 

Ночная Божественная Литургия началась ровно в полночь. Возглавил литургию настоятель собора протоиерей Николай Брындин, ему сослужили протоиереи Игорь Заваринский и Владимир Жильцов и иерей Феодосий Амбарцумов. После чтения Евангелия протоиерей Владимир Жильцов зачитал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви: 

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!


Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова: праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне мы призываем всех людей вместе с Церковью прославить Творца и Создателя словами: «Пойте Господеви вся земля» (ирмос 1-й песни канона Рождеству Христову).


Любящий Свое творение Всеблагой Бог посылает Единородного Сына — долгожданного Мессию, дабы Он совершил дело нашего спасения. Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), становится Сыном Человеческим и приходит в наш мир, чтобы избавить нас Своей кровью от греха и чтобы жало смерти больше не страшило человека.


Мы знаем, что поклонившиеся Христу волхвы принесли Ему дары. Какой же дар мы можем принести Божественному Учителю? Тот, о котором Он Сам нас просит: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23:26). Что значит отдать сердце? Сердце — это символ жизни. Если оно перестает биться, человек умирает. Отдать сердце Богу — значит посвятить Ему свою жизнь. Это посвящение не требует от нас отречения от всего, что у нас есть. Мы призваны лишь удалить из сердца то, что мешает Божиему присутствию в нем. Когда все помышления заняты лишь собственным «я», когда в сердце нет места ближнему, тогда и Господу нет в нем места. Присутствие же ближнего в сердце зависит прежде всего от нашей способности переживать боль другого человека и откликаться на нее делами милосердия.


Господь требует от нас наблюдать пути Его. Наблюдать пути Божии — значит видеть Божественное присутствие в своей жизни и в человеческой истории: видеть проявления как Божественной любви, так и Его праведного гнева.


Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний.


Сейчас мы переживаем особый период: скорби не ушли из мира, ежедневно мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Но сколько же любви Божией изливается на род людской! Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности — вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить. Вера в Бога жива в сердцах большинства людей. А Церковь наша, несмотря на десятилетия гонений в недавнем прошлом и на запущенные механизмы подрыва ее авторитета в настоящем, была, остается и всегда будет местом встречи со Христом.


Верим, что, пройдя через нынешние испытания, народы исторической Руси сохранят и обновят свое духовное единство, станут материально процветающими и социально благополучными.


Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл Себя — Триединого Бога — роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы соделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира, заповедав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).


Да будет этот год для народа нашего, для народов исторической Руси и всех народов земли годом мирным и благополучным. Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец поможет нам обрести надежду, побеждающую страх, и через веру почувствовать силу преображающей человеческую жизнь Божественной любви. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. Рождество Христово, 2017/2018 гг., Москва.

 

На ночной Литургии причастилось более 350 прихожан собора. По окончании Богослужения настоятель собора обратился к верующим со словами поздравления с праздником Рождества Христова, пожелав всем мира, радости и ощущения присутствия в каждом сердце родившегося младенца Христа. О. Николай прочитал РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ
Преосвященным архипастырям, всечестным пастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской митрополии

 

Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, братия и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова! Каждый благочестивый христианин сегодня радуется, встречая этот светлый праздник. И сами огни наполненных православными христианами церквей напоминают лежащему во мраке ночи миру о Великом Чуде - рождении Бога на земле.

Собравшись в этом святом храме, мы незримо присоединяемся к тем, кто две тысячи лет назад в простоте сердца встретил пришествие Христово: это праведные Захария и Елизавета, пастухи, волхвы, Иосиф Обручник и, конечно, Богородица Мария. Весь Ветхий Завет жил ожиданием прихода в мир Спасителя. И какой же трепет и радость испытали праведники, соприкоснувшись с этой многовековой тайной нашего спасения!


Жизнь каждого человека движима глубоким, и часто неосознанным  желанием встречи с Тем, Кто превосходит всё прекрасное и великое, что мы когда-либо видели и чувствовали умом и сердцем. И вот Чаяние всех народов земли пришел к нам, стал видимым для людских глаз, и дал нам возможность возрождения.


Спаситель приходит, чтобы уничтожить зло и всё то, что может удерживать нас вдалеке от Бога. Чтобы вернуть нас к райскому сиянию, вернуть утерянное нами через грех Отцовство. Бог Своею благодатию помогает нам преодолевать свои страсти, укрепляет нас в делании добра. Искоренить грех - это задача тех, кто всем сердцем откликнулся на зов Божий и захотел стать христианином не только по имени, но и всеми своими поступками.


Рождаясь среди людей, Бог дает нам особое послушание: быть подобными Ему и стремиться к истинной жизни, ценить своё время. Если мы научимся благодарить за дары, полученные от Бога за время,  которое нам отпущено жить, то сможем осознать, что все время вообще наполнено любовью Бога, Его дарами благодати. Существующий прежде начала времен Бог вошёл и остался в человеческом времени, чтобы привить наше время к вечности, подобно тому, как заботливый садовник прививает могущую отломиться плодоносящую ветвь: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного] ... дабы нам получить усыновление", говорит апостол Павел (Гал. 4, 4-5). 
Это соединение времени и вечности так важно, что мы отсчитываем годы новой эры от Рождества Христова. Сын Божий приходит к нам, чтобы дать нам возможность самим стать детьми Божиими. Это время спасения.


Наше время - дни, годы, века - наполнено страданиями и скорбями всякого рода. Каждый так или иначе страдает как от греховности людей, так и от неблагоприятных природных катаклизмов. И через Богомладенца Христа в это течение времени очистительным веянием входит вечность, принося чистоту и святость. Поэтому Рождество - это возможность каждому из нас обнаружить присутствие заботы и любви Бога о нас даже в самые сложные и тяжелые часы нашей повседневной жизни. 


В эти рождественские и новогодние дни мы благолепно украшаем свой город, свои дома и храмы, надеваем праздничные одежды, кругом царит праздничная атмосфера. Но этого мало. С не меньшей заботой нам важно украситься праведностью и милосердием. Чтобы Христос, Который есть истинная красота и истинный свет, не застал нас неподготовленными, занятыми лишь украшением фасада своей жизни красивыми словами.


В наступившем году мы отмечаем 100-летие начала подвигов святых новомучеников и исповедников Российских, крестный путь которых начался здесь, в граде святого Петра. Они подкрепили свои слова о Христе мужественным исповеданием веры и через покаяние и страдания пришли к святости.


Очистим же и мы в покаянии нашу совесть и жизнь от всего того, что мешает рождению Бога в душе каждого из нас: очистим мысли, слова, поступки ради мира и справедливости для каждого человека, идя навстречу Господу вместе со всеми русскими святыми. И по молитвам их да благословит всех нас Господь миром и здравием!


С благословением Божиим,

ВАРСОНОФИЙ, МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ

 

Позднюю Божественную Литургию возглавил иерей Андрей Смирнов. К Чаше Христовой приступило около трехсот причастников, среди которых наблюдалось большое количество детей. По окончании Литургии отец Андрей поздравил всех с праздником, прочитав Рождественское послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.