Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – один из Господских Двунадесятых праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября).

В Спасо-Преображенском соборе накануне праздника было совершено Всенощное бдение. После пения Великого славословия совершался чин Воздвижения Креста Господня. Для поклонения Кресту Господню на Всенощное бдение в собор пришло более 250 прихожан. На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие – лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах.   

В сам день праздника совершалось две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил протоиерей Владимир Жильцов. На ранней Литургии причастилось 70 прихожан.

Позднюю Божественную Литургию возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужил иерей Феодосий Амбарцумов. К Чаше Христовой приступило свыше 70 причастников. После пения запричастного стиха иерей Феодосий Амбарцумов произнес проповедь. Он, в частности, сказал:

«Сегодня мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Крест, по словам апостола Павла, соблазн для иудеев и безумие для эллинов. Почему? Потому что иудеи ждали великого царя, такого Мессию, Который освободит их от римского владычества и даст власть над другими народами. Им была невыносима сама мысль о Кротком и Смиренном Искупителе. Эллины не понимали, как может Бог, Абсолютный Дух, облечься в материю, в человеческое тело, которое почитали чем-то нечистым. Но Христос перевернул все земные представления. Он прошел весь путь земной жизни в атмосфере постоянно усиливающегося преследования. И в конце концов – Крест – высочайшее проявление любви Божией к людям. Старец Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского, говорил: «Помните Христу кричали – сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя? Почему Христос не сошел? Потому что ни я, ни вы, никто из людей не смог бы этого сделать, а Христос стал подлинным Человеком, воспринял наше естество до конца. Сойти с Креста означало перечеркнуть Воплощение, отказаться от единства с человеческим родом.

Вот так и мы, дорогие братья и сестры, должны каждый нести свой крест. Для нас распятие на невидимом кресте означает помощь немощным и нуждающимся, служение милосердия. Когда мы сидим у постели больного человека, то наши ноги как бы пригвождены, они не могут идти к развлечениям и отдыху. Наши руки не могут двинуться на другое, более легкое, но должны служить и помогать. И это наш крест любви и сострадания к немощным, помощь которым Христос назвал служением Ему Самому».

По окончании Богослужения настоятель собора обратился к верующим со словом назидания.

День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иерусалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иерусалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклии, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.