В минувшее воскресенье, восьмую неделю по Пятидесятнице, православная церковь вспоминала Память святых отцов шести Вселенских соборов.
В Спасо- Преображенском соборе совершалось две Божественные Литургии. Раннюю Литургию служил протоиерей Владимир Жильцов. На ранней Литургии причастилось более пятидесяти прихожан собора.
Позднюю Божественную Литургию возглавлял настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужил иерей Андрей Смирнов. К Чаше Христовой приступило около ста тридцати причастников. После пения запричастного стиха иерей Андрей Смирнов произнес слово проповеди. По окончании Богослужения настоятель собора обратился к верующим со словом назидания.


На последнем из этих шести Вселенских соборов, который состоялся почти полторы тысячи лет тому назад в Константинополе (680–681 г.), был утвержден догмат о двух волях, действовавших в Иисусе Христе. Это означает, что у Богочеловека Христа неразрывно сочетались как две природы, – божественная и человеческая, – так и две воли, два хотения, желания: божественное и человеческое. И одно желание в Нем полностью согласно с другим. Это – в отличие от обычных людей, у которых не две самостоятельные воли, а только одна воля, человеческая. О божественной воле мы знаем, но знать о чём-то – ещё не означает иметь это. Мы знаем о воле Божией и стараемся следовать ей, но чаще всего уклоняемся от нее. Во Христе всё было не так. Его человеческая воля была полностью согласна с волей Бога в Нем.
Ещё на литургии мы слышали с вами два библейских чтения: из послания апостола Павла к Римлянам и из Евангелия от Матфея. К сожалению, далеко не все внимают читаемому в Церкви. По разным причинам. Во-первых, потому, что на читаемое и слышимое в храме очень многие вообще не обращают внимания. Вот причаститься, помазаться – это важно. Важно спеть хором Отче наш или молитву Богоматери. А вслушиваться в читаемое как-то нет привычки. Во-вторых, читается всё на церковнославянском языке, и поэтому не очень понятно, а иногда и совсем непонятно.
На всё это надо сказать следующее. Наша Литургия делится на две части. Первая называется Литургией Слова, или Литургией  Оглашенных.  Она длится до Херувимской песни. На ней присутствуют все, как крещёные, которых называют «верными», так и ещё не крещёные, но только готовящиеся к принятию крещения. Их называют оглашенными. Центром этой первой половины Литургии является причащение (через слушание) Слову Божию, написанному и читаемому для нас.
Перед второй частью Литургии произносятся слова: «Оглашенные, изыдите!» В Древней Церкви после этих слов оглашаемые уходили. В храме оставались только верные, и начиналась Литургия Верных. Так было повсеместно в Древней Церкви. Но так бывает и сейчас на некоторых приходах, на которых придается серьезное значение прекрасным церковным традициям, а не просто произносятся заученные традиционные слова. Центром Литургии Верных является тоже причащение Слову Божию, но не написанному, а воплощенному, то есть причащение Телу и Крови Господа под видом хлеба и вина.



Но не следует пренебрегать первой частью Литургии. Надо очень внимательно слушать то, что читается в церкви. А если непонятно то, что читают по-славянски, то ведь у каждого есть дома календарь. Посмотрите перед службой, что должно читаться сегодня, и почитайте самостоятельно дома. Но помните, что Слово Божие – действенное слово, и, пренебрегая им, вы лишаете себя очень, очень многого.