В воскресенье, 25 июня, в Неделю третью по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь празднует день памяти Санкт-Петербургских, Новгородских, Вологодских, Псковских и Белорусских святых. 

Знаменательно, что установление праздника собора Петербургских святых практически совпало с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга. Собор Петербургских святых стал итогом духовной истории Северной столицы за три века ее существования. Празднование установлено Священным Синодом Русской Православной Церкви по благословению патриарха Алексия II 19 апреля 2000 года. Синодальным решением от 22 октября 2015 года была утверждена служба всем святым, в земле Санкт-Петербургской просиявшим.

«Праздник Собора Петербургских святых должен стать одним из главных дней для города, нашим любимым праздником, тем более что этот день можно назвать Днем Ангела Петербурга. В этот день возносится молитва ко всем святым, подвизавшимся в нашем городе, и в то же время все святые молятся о Петербурге и Петербургской земле».

В субботу вечером накануне Недели Всех Святых, в земле Русской просиявших, в Спасо-Преображенском соборе было отслужено Всенощное бдение. Возглавлял Богослужение настоятель собора протоиерей Николай Брындин.

В сам день праздника совершалось две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершал протоиерей Владимир Жильцов.

 

Позднюю Литургию возглавлял настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Завершилось богослужение словом назидания, с которым к верующим обратился отец Николай Брындин:

«Ежедневно мы слышим в храмах Божьих замечательную песнь «Иже Херувим», «Животворящую Троицу», призывающих «всякое ныне житейское отложить попечение». В этот момент мы с вами уподобляемся небесным жителям Ангелам, мы прославляем Бога той же песней, которой прославляют Бога Ангелы на Небесах. Сегодня как никогда на Земле дух времени сего уничтожает веру в сердцах человеческих. Сегодня разжигается дух материализма, дух потребительства, дух, разжигающий в наших сердцах много попечений. И в этом много попечении о насущном мы отдаляемся от Бога, не обращая на Него свой взор. И мы становимся рабами того, что стяжаем.  Человек, который ищет только лишь временного, материального, человек, который направляет свои силы только на это – удаляется от Бога. И сегодня на нашей земле как никогда оскудел Дух милосердия, дух благотворительности - и даже те богатые люди, которые иногда помогают нуждающимся или Церкви, они делают это тайно, боятся делать открыто, быть осмеянными своими друзьями, боятся открыть свои добрые дела…

Еще до событий 1917 года в нашем соборе было Попечительское общество, которое насчитывало несколько сотен человек. Попечительское общество вкладывало свои средства в Банк и на это содержало и кормило сирот. Они организовали здесь бесплатную столовую, библиотеку. Через эти средства люди служили нуждающимся. И это было совсем недавно. Многие рассуждают, почему так легко отдали власть те, кто ее имел? Почему так легко люди того времени расстались со своим богатством, которое имели? Новая власть пришла и сказала: «Отдайте», и они отдали. Это люди были православные. Они искали прежде всего Царства Небесного, они не привязывались к тому, что имели, не было их сердце к этому привязано. 
Сегодня мы вспоминаем святых, просиявших на нашей, Санкт-Петербургской земле. Мы вспоминаем поименно тех, которые явили нам пример Веры. Именно Вера – главнейшая добродетель человеческая. Это условие, через которое мы с вами можем узреть Бога. 

Эти святые являются примером Веры. И им Господь возвещал  также, как и нам, и они услышали этот призыв и пошли за Господом. Они не привязывались к мирскому, не привязывались к материальному, они искали Царства Божиего. А все остальное им приложилось…» 

История праздника

Первоначально Собор Петербургских святых составили 45 святых. В это число вошли те святые подвижники, что долгое время жили и подвизались на землях Петербургской епархии. Поэтому в Собор Петербургских святых кроме общеизвестных небесных покровителей – благоверного князя Александра Невского, блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского – вошли святые, которые в нашем представлении связаны с другими епархиями и даже поместными церквами, но чей жизненный путь так или иначе был связан с Петербургом. Этот принцип имеет глубокий духовный смысл - он позволяет не обособлять Петербургскую землю, но соединяет ее со всей Русской землей и со всем вселенским Православием.
Спустя всего лишь месяц после первого празднования Собор Петербургских святых весьма умножился: на Архиерейском соборе в августе 2000 года были причислены к лику святых многие мученики и исповедники, подвизавшиеся на территории нашей епархии. В частности, были прославлены святые Царственные страстотерпцы, прп. Серафим Вырицкий, сщмч. Философ Орнатский и многие другие. За прошедшие годы были собраны и представлены в Синодальную комиссию по канонизации материалы еще на многих новомучеников, например, священномучеников Алексея Ставровского, Петра Скипетрова, Николая Симо и других. В настоящее время список Собора Петербургских святых составляет около 70 имен. 

 

Условно Петербургских святых можно разделить на две группы: на непосредственно связанных с Петербургской епархией и тех, кто подвизался здесь до основания города. В этом, широком, смысле история Петербургской святости насчитывает 8 столетий. Исторически первыми святыми нашей земли являются прпп. Антоний Дымский, Сергий и Герман Валаамские. К ним, конечно, нужно добавить имена тех святых, которые здесь никогда не были, но являются молитвенниками о нашем городе – такие как Первоверховные апостолы Петр и Павел, прп. Исаакий Далматский. Нужно также помнить, что были и такие святые, которые сокрыли свои подвиги и остались ведомы Единому Богу. 

Петербург явил святых, образа подвижничества которых не знала Святая Русь. Это, прежде всего, блаженная Ксения, ставшая первой русской женщиной – юродивой Христа ради. Нет венцов, подобных венцу святости прав. Иоанна Кронштадтского: это первый святой, канонизированный за подвиг иерейского служения. К ним же можно отнести и Царя-Мученика Николая Александровича – единственного прославленного русского Царя. Несмотря на довольно краткий период истории Петербурга, поражает многообразие образов подвижничества и ликов святости. Взирая на Собор Петербургских святых, мы видим в полноте образ Святой Руси – от царя и священника до воина и простой женщины. 

При этом нужно отметить, что наиболее значимые Петербургские святые являются поистине всероссийскими – Александра Невского, блаженную Ксению и Иоанна Кронштадтского почитают во всех концах Русской земли. 

 

МОЛИТВЫ

 

Тропарь Собору Санкт-Петербургских святых

глас 4

Днесь светло красуется град святаго Петра, / яко наста честнаго торжества преславный день, / воньже людие христоименитии славословят Бога-Вседержителя, / на брегах Невы оплот державы Российския утвердившаго, / и воспевают Заступницу усердную рода христианскаго, / доныне столицу северную в мире и благоденствии сохраняющую, / величают же и покровителя своего, / святаго благовернаго и великаго князя Александра Невскаго, / молитвы ко Пресвятей Троице возносящаго,/ да помилует Господь и на будущия времена люди Своя, / и покрыет град сей благодатию Своею, яко милосерд.

 

Кондак Собору Санкт-Петербургских святых

глас 3

Днесь святии, в земли Санкт-Петербуржстей и Ладожстей просиявшии, / вкупе с нами предстоят в церкви, / и невидимо за ны молятся Богу: / да избавит нас от враг видимых и невидимых, / от недуга и глада, / от внезапныя смерти и от всякаго зла, / и спасет души наша.