28 мая, в воскресенье, в Спасо-Преображенском соборе была совершена Божественная Литургия. Возглавил богослужение настоятель собора протоиерей Николай Брындин. Ему сослужили протоиерей Игорь Заваринский и иерей Феодосий Амбарцумов.


Среди молящихся были руководители социальных учреждений города, сотрудники Координационных центров Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, сестры милосердия петербургских сестричеств.

 

По запричастном стихе проповедь на тему евангельского чтения произнес иерей Феодосий Амбарцумов:

«Главная мысль Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа, которая передана в Евангелии от Иоанна, - это идея единства всех по образу единства Святой Троицы. Путь к этому единству открыт Христом – через отказ от себя и своего человек принимает ближнего не как «другого», а как «себя самого». Это то единство, которое было утрачено людьми в грехопадении. Но без обретения единства друг с другом невозможно обрести единство с Богом, поскольку, по слову старца Софрония (Сахарова), «никто не спасается один» - отметил отец Феодосий.

 

К причащению Святых Христовых Таин в этот день приступили свыше 200 верующих. По окончании Литургии настоятель собора протоиерей Николай Брындин рассказал молящимся о празднуемой в этот день памяти Святых Отцов I Вселенского собора, ставшего фундаментальной основой христианского богословия:

Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие почитаемые Церковью святые отцы.

Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.