В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа.

 

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Святой Пасхи: «Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».

На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии, чтение Апостола и Евангелия, малый и великий вход, заамвонная молитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.

 

Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. Литургия совершается после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества –Воскресения Христова.

На вечерне после пения «Свете тихий» перед Плащаницей читаются паремии, в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

 

Богослужения в Спасо-Преображенском Соборе в Великую субботу начались в 9 часов утра с чтения часов и изобразительных. Возглавил службу настоятель Собора протоиерей Николай Брындин. На Божественной Литургии приобщилось Святым Христовым Таинствам 400 прихожан Собора.

После заамвонной молитве Литургии Великой Субботы отец Настоятель совершил чинопоследование благословения пяти хлебов и вина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.

С 12:00 до 23:00 все желающие могли прийти и поклониться Святой Плащанице и освятить пасхальные яйца и куличи.